Техногенные опасности и вредности. Условия труда. Цели и задачи дисциплины «Охрана труда»

Трудовая деятельность человека, осуществляющаяся в производственных условиях, является одной из основных форм деятельности. В процессе труда работники взаимодействуют с различными элементами производственной среды: предметами и орудиями труда, средствами производства, состоянием воздушной среды и др. Участвуя в производственном процессе, работники подвергаются преимущественно техногенным факторам, явлениям и процессам, то есть опасностям и вредностям, непосредственно связанным с природой технологических процессов, оборудования, технических устройств и т.п.

Техногенные опасности, создаваемые техническими средствами, способны причинять ущерб здоровью работников и их травмирование. Вредные факторы преимущественно оказывают негативное воздействие на работников, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Опасности и вредности, приводящие к травмированию и заболеваемости работников, могут быть реальными (очевидными) и скрытыми (потенциальными). Условия, при которых потенциальная опасность может реализоваться, определяются как причина несчастного строя, травмирования и .т.п.

По составу и свойствам производственные опасные и вредные факторы подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасные и вредные факторы – это движущиеся машины и механизмы; незащищенные подвижные элементы производственного оборудования; передвигающиеся изделия; повышенное напряжение в электрических сетях; повышенный уровень статического электричества; повышенный уровень электромагнитного, рентгеновского, лазерного и ультрафиолетового излучения; повышенный уровень вибрации и шума; недостаточное освещение; неблагоприятные метеорологические условия и др.

Химические опасные и вредные факторы представляют собой различные химические элементы и их соединения, обладающие общетоксичными, раздражающими, мутагенными, сенсибилизирующими и канцерогенными свойствами. Наибольшей канцерогентностью обладают мышьяк, никель, кадмий, хлорфенол, три- и тетрахлорэтилен, винилхлорид, бензапирен и другие смолистые летучие вещества.

К биологическим опасным и вредным факторам относятся микро- и макроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы, растения, животные). Их воздействие на человека может приводить к травмам и инфекционным заболеваниям.

Психофизиологические факторы включают в себя физические перегрузки (статические, динамические, гиподинамические), а также нервно-психические перегрузки, к которым относятся умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки, перенапряжение органов чувств и др. Возникновение нервно-психических перегрузок обусловлено изменением характера современного производства, повышением сложности трудовой деятельности и существенным изменением функции и роли человека (человеческого фактора) в процессе труда, особенностями которого становится интенсификация психической деятельности человека.

Свойства элементов производственной среды или совокупность производственных факторов, воздействующих на персонал формируют условия труда, которые, исходя из гигиенических критериев, подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс)это условия (устанавливаются для микроклиматических параметров), при которых:

– сохраняется здоровье работающих;

– создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Допустимые условия труда (2 класс)это условия, при которых уровни факторов среды трудового процесса не превышают гигиенических нормативов, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс)это условия, при которых уровни вредных техногенных факторов превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника (и/или его потомство).

Вредные условия по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности.

I степень (3.1)это условия труда, при которых отклонения вредных факто-

ров от гигиенических нормативов таковы, что вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при более длительном времени (чем к началу следующей смены) и увеличивают риск повреждения здоровья.

II степень (3.2) это условия, при которых уровни вредных факторов вызывают функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению заболеваемости.

III степень (3.3) это условия, при которых уровни вредных факторов таковы, что приводят к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности).

IV степень (3.4) это условия, при которых могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс)это условия, при которых уровни техногенных факторов таковы, что в течение рабочей смены (или ее части) создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Для создания оптимальных, допустимых, безвредных и безопасных условий труда, совершенствования и гуманизации трудового процесса на практике используют методы и средства многих дисциплин и научных направлений инженерно-технических и социально-экономических наук, инженерной психологии и эргономики, психологии труда, психологи безопасности и др.

Происходящие глобальные изменения в общественном разделении труда, появление совершенно новых видов профессиональной деятельности и изменение самого их содержания и структуры вызвали необходимость более полного и глубокого использования знаний о психологии труда и психофизиологических особенностях человека.

В связи с этим существенно возросла роль наук, предметом которых является исследование особенностей взаимодействия человека со средой обитания, что может быть представлено в виде двухэлементной системы, основными целями которой является повышение ее надежности и социально-экономической эффективности, т.е. повышения производительности труда и сохранения здоровья человека.

В последние годы становится все более активным обсуждение вопроса о необходимости более широкого использования экономических факторов в обеспечении требований охраны труда. Зарубежный опыт показывает, что экономические подходы способствуют более гибкому решению проблем охраны и гигиены труда, они позволяют бесконечно улучшать условия труда, успешно применять их к новым видам риска по мере их возникновения. Наниматель может легко увидеть результат, который экономическое стимулирование оказывает на работу предприятия в виде получения прибыли за счет снижения себестоимости производства и повышения конкурентоспособности своей продукции.

Таким образом, охрана труда определяется как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, методы и средства.

Целью охраны труда является сокращение социально-экономических потерь, обусловленных условиями труда, а ее предметом – исследование состояния условий труда, идентификация опасных и вредных факторов, их источников, оценка рисков производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разработка и широкое использование комплекса мер по обеспечению безопасных и безвредных условий труда, повышению культуры производства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *