Экономический механизм управления охраной труда

Экономический механизм управления охраной труда представляет собой совокупность различных принципов, методов и средств материального стимулиро-вания работодателей в создании безопасных и безвредных условий труда, повыше-нии культуры производственной среды. Состав экономического механизма обеспе-чения достойных условий труда на производстве предусматривает методы как пози-тивной, так и негативной мотивации, в том числе планирование и финансирование трудоохранных мероприятий, взимание налога, возмещение ущерба работникам, предоставление льгот и компенсаций в зависимости от состояния производственной среды и др.
Целью экономических методов управления безопасностью и гигиеной труда является создание материальной заинтересованности организаторов производства, нанимателей в оптимизации производственной среды, сокращении производствен-ного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В условиях развития рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма обеспечения благоприятных условий труда должно стать ценовое или налоговое регулирование, включающее в себя поощрительные меры в виде льготного налогообложения, льготного кредитования и субсидирования трудо-охранных проектов, дотаций на приобретение более безопасного технического обо-рудования, безвредных технологий, премирования по результатам трудоохранной деятельности и др. В качестве мер принудительного характера могут использовать-ся штрафы за несоблюдение требований законодательства по охране труда, выпла-ты ввиде возмещения нанесенного ущерба пострадавшим в результате несчастных случаев, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда и др.
В настоящее время в индустриально развитых странах с устойчивой рыноч-ной экономикой применяются два вида экономических методов управления охраной труда: налоговое регулирование и рыночные механизмы.
Одним из последних нововведений является налог на травмы, хотя эта сис-тема была предложена Эдвином Чадуиком более полутора столетия тому назад. Налог на травмы многими экономистами рассматривается как самый прямой подход к созданию эффективного стимулирования, так как система штрафов не ограничива-ется рамками страхования, которое обеспечивает компенсационные выплаты работ-никам. Денежные средства, получаемые в результате этих налогов могут использо-ваться для выплат работникам или для финансирования исследований и управле-ния в области охраны труда.
Однако зачастую предписанные штрафы намного ниже полной стоимости последствий травмирования. Кроме того, налоги и штрафы обычно более регулярно используют в случаях с травмами из-за проблемы их идентификации и определения причинной связи их с производством. Существенным недостатком этого подхода яв-ляется и то, что системы штрафов вводятся в действие после получения работника-ми травм, а не до того, когда следует принимать превентивные (предупредительные)
меры.
Первая система, включающая в себя страхование и регулирование , была разработана в Германии. Эта система обеспечивает субсидирование разработок, направленных на обеспечение охраны труда. Товарищества социального страхова-ния помогают предприятиям внедрять такие технологии и поощряют их, устанавли-вая более низкие тарифы страховых взносов при инвестировании средств в охрану труда или претворение в жизнь изобретений, снижающих профессиональные риски ниже уровня требуемого законодательством.
Важнейшую роль в экономическом стимулировании улучшения условий тру-да может играть государство как заказчик производства. Это может использоваться для установления более высоких норм и стандартов в области охраны труда. Для оказания помощи предприятиям, желающим улучшить свои трудоохранные показа-тели ради получения государственных контрактов, им может быть оказана финансо-вая поддержка со стороны государства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *